Стратегия и тактика выживания e-commerce в новой экономической реальности стали ключевой темой 5 сессии, с которой стартовал второй день Форума. Марк Харрисон, руководитель экспертной группы по анализу потребностей рынков International Post Corporation, поделился результатами исследования касательно ожиданий потребителей от онлайн-коммерции. По его словам, одним из наиболее частых запросов является возможность отслеживать путь посылки – об этом сообщили около 80% респондентов. Примечательно, что 59% заинтересованы в получении права на бесплатную посылку. Также спикер отметил, что две трети онлайн-покупок осуществляются через Amazon, eBay и Alibaba.
Заур Бесолов, зам. председателя правления РФИ Банка, рассказал о проблемах онлайн-фискализации для онлайн-ритейла. По его словам, «54-ФЗ – это лучшее, что могло случиться с бизнесом в этом году», и ритейлерам не стоит паниковать, поскольку вся ответственность за онлайн-фискализацию возлагается на плечи эквайреров. Единственная по-настоящему серьезная проблема – нехватка фискальных накопителей, стоимость которых на черном рынке уже доходит до 15 тыс. рублей.
Законопроект о торговых агрегаторах стал центральной темой выступления президента НАДТ Александра Иванова. По его мнению, закон может поставить крест на бизнесе в сфере электронной торговли, при этом трафик и потребительский спрос вернутся на уровень 2008–2009 гг. А. Иванов пояснил, что данный закон обяжет торговые агрегаторы полностью отвечать за доставку и возврат товара. Как рассказал президент НАДТ, составители законопроекта считают, что покупатель в случае проблем не знает, обращаться ли ему к интернет-магазину или же к торговому агрегатору. Однако статистика свидетельствует об отсутствии примеров возникновения проблем с обратной связью при наличии претензий к онлайн-покупкам через торговые агрегаторы.
Трансграничный онлайн-рынок Китая станет крупнейшим к 2020 году – заявил генеральный директор Trade Ease Кино Квок. В настоящее время трансграничный рынок Китая составляет 85,7 млрд долларов США, за прошедший год он вырос на 40%. По итогам 2016 года внутренний рынок e-commerce Китая вырос на 26,2% и стал крупнейшим рынком электронной коммерции в мире. Число онлайн-покупателей составило 423,4 млн человек. Кроме того, К. Квок привел статистику онлайн-рынка России: за 2016 год наш внутренний рынок увеличился на 21%, до 20 млрд рублей. При этом 88% пользователей интернета хотя бы раз за прошедший год совершили покупку онлайн.
Владислав Маймин, председатель правления МОНЕТА.РУ, рассказал об особенностях расчетов на маркетплейсах, отметив, во-первых, ценность открытого API, во-вторых, высокий уровень доверия потребителей к известным торговым площадкам. Выступающий подробно разъяснил базовые задачи финансового учета на маркетплейсах, добавив, что проблемы, как правило, увеличивается при увеличении количества контрагентов. Наиболее сложным моментом является учет комиссий, в т. ч. потранзакционный учет в зависимости от тарифов торговой площадки для конкретного магазина и возмещение комиссии при осуществлении возвратов.
Иван Будник, руководитель отдела интернет-проекта TOY.ru, провел своего рода мастер-класс по планированию ассортимента и снабжения в онлайн-ритейле. В предполагаемом магазине была осуществлена масштабная работа по формированию главной страницы сайта, в т. ч. классификация товаров с точки зрения их маржинальности и востребованности, психологического восприятия информации а сайте потенциальным клиентом и т. д. Важную роль в формировании ассортимента товаров играют инфоповоды, добавил выступающий: как только вышел новый мультфильм, дети просят родителей купить его игрушечных героев, и компания должна оперативно реагировать на такие запросы.
Завершило сессию выступление Максима Рогача, менеджера по развитию канала интернет-торговли компании Unilever. Он рассказал о различных бизнес-моделях интернет-магазинов и об особенностях сотрудничества с каждой из них. Так, в формате Singleitem товары Unilever следует позиционировать как сопутствующие, а в drugstore учитывать, что покупательницы приходят в них, проведя предварительное исследование рынка. Чтобы не потеряться в общем ассортименте, в Unilever разработали т. н. Hero Имидж для мобильных приложений, который дает четкое представление о бренде товара, его формате, характеристиках, размере и объеме.
Узнать больше: http://www.retail-loyalty.org/news/forum-online-offline-retail-2017-pervye-itogi-prevzoshli-ozhidaniya/