За 6 лет ведения бизнеса я запустил три интернет-магазина, а также консультировал и курировал 12 проектов в офлайне и онлайне. Это были стартапы, мелкие интернет-магазины и крупные проекты. Успешные и неудачные.
Один из стартапов за год вошел в топ-5 интернет-магазинов в своей тематике и достиг оборота в миллион долларов. Но были и другие, которые пришлось закрыть после нескольких месяцев работы. В статье я постараюсь описать причины неудач — свои личные и те, с которыми приходилось сталкиваться и решать.
Страх и груз ответственности
Психологические трудности — самые частые причины неудачи. На старте это боязнь потерять вложения. Люди терпят поражение, так и не начав свое дело. Почти всегда причина страха в давлении со стороны окружающих, которые советуют не ввязываться. «Советы» садятся в подсознание и работают сдерживающим фактором.
Главная причина страха начинающих бизнесменов — давление со стороны окружающих, которые советуют не ввязываться
В процессе ведения бизнеса накапливается психологическая усталость от постоянных однообразных действий и потеря интереса к делу. Груз ответственности за каждое решение давит ежедневно. Моральное истощение может погубить бизнес любого масштаба. Психологическая усталость приводит к физической, со временем пропадает желание выполнять текущие задачи, не говоря о развитии и росте.
Как избежать провала
Выбирайте дело «для души». Банально и очевидно, но моя практика показывает, что без «искры» дело не пойдет. Идея должна зажигать, постоянно подвигать к действиям, развитию. Не нужно, к примеру, открывать магазин парфюмерии, если единственная причина для этого — постоянно растущий спрос. Если идея вас не зажигает, то и бизнес со временем затухнет. Если же не чужды понятия «анфлераж», «мацерация», вас интересует мир высокой моды и от творений Франсуа Коти или Эрнеста Бо кружит голову, то мир парфюмерии — это то, что вам нужно.
«Дело жизни» зажжет искру в начале пути и не даст потухнуть огоньку в трудные моменты. Примеры этому — Стив Джобс, Коко Шанель, Марк Цукерберг и другие изменившие этот мир личности.
Недостаток знаний
Чтобы интернет-магазин рос и развивался, собственнику необходимы навыки и знания в разных областях. Или хотя бы готовность искать, разбираться и переваривать большое количество новой информации.
Рискованно делать интернет-магазин на первом попавшемся движке или конструкторе, без сравнения с аналогами и понимания его работы. Без знаний техник продаж заявки и запросы потенциальных клиентов не превратятся в продажи. А не разобравшись в способах продвижения интернет-магазина, вы можете остаться без трафика, а значит и без заказов.
Даже если у вас есть сотрудники, которым вы передаете часть дел, нужно знать и уметь разбираться в их работе хотя бы процентов на тридцать. Этого достаточно для контроля бизнес-процессов и качества выполнения работ.
Как избежать провала
Индустрия e-commerce развивается быстро. Стоит немного остановиться и вас обойдут конкуренты. Поэтому постоянно учитесь, развивайте свои навыки и набирайтесь опыта:
- читайте специализированные блоги;
- посещайте отраслевые конференции и форумы (например, ECOM Expo’17);
- следите за успешными интернет-магазинами в своей и смежных тематиках, перенимайте удачные решения;
- используйте знания других людей, взяв их на работу в свой проект, не жалейте конкурентной оплаты за их труд.
Непрофессиональные сотрудники
Набора персонала — важный момент, особенно когда бизнес становится крупным и лично проконтролировать все направления нет возможности. HR-специалисты разделяют сотрудников на разные типы, но, на мой взгляд, самое важное в работнике — наличие ответственности как черты характера. О ней пишет каждый соискатель в своем резюме, но большинство на самом деле не имеют о ней понятия. Ответственность проявляется в мелочах, поэтому требуется время, чтобы понять сотрудника.
Самое важное в работнике — ответственность. В резюме о ней пишут все, а на деле ответственность проявляют единицы
На ключевых позициях должны быть сотрудники, которые радеют общим делом не меньше собственника. Они должны выполнять поставленные задачи профессионально, а не создавать трудности руководителю.
Как избежать провала
Если хотите заполучить в штат профессионала, не скупитесь. Заработная плата у таких сотрудников выше, чем по рынку, но это того стоит. Профессионал приносит значительно больше денег, чем оплата его труда. И читайте, как собрать команду единомышленников для своего интернет-магазина.
Зацикливание бизнеса на себе
Считаете, что лучше вас никто вашу работу не сделает? Не доверяете сколько-нибудь серьезного дела никому или стараетесь контролировать каждый шаг сотрудников? В сутках всего 24 часа и человеческие ресурсы ограниченны. Зацикливание бизнеса на себе приводит к тому, что он перестаёт расти и развиваться. В итоге получается, что не предприниматель владеет бизнесом, а бизнес предпринимателем. Стоит сделать паузу или поехать в отпуск, бизнес останавливается. Немного затянули с паузой и бизнес уже не реанимировать.
Как избежать провала
Чтобы облегчить свою работу и найти время не только для текущих дел, но и для стратегического планирования:
- Делегируйте часть задач своим сотрудникам. О том, как это делать, вы найдёте много советов в интернете. Начните со статей «10 ошибок руководителя при делегировании полномочий» и «Как правильно передавать полномочия».
- Отдавайте то, что можно, на аутсорс. Например, бухгалтерию передайте бухгалтерскому сервису, а хранение и доставку товара — фулфилмент-оператору.
- Используйте в работе сервисы-помощники: для раскрутки в Инстаграме, для поиска отзывов клиентов, для обработки фотографий и другие. Они помогут автоматизировать работу, так её легче будет делегировать наемному работнику.
Неумелый учет финансов
Как и психологические, финансовые причины провала грозят бизнесу на протяжении всего периода его существования. Неграмотное ведение финансовой деятельности, отсутствие аналитики могут привести к отсутствию денег на рекламу и продвижение интернет-магазина, отсутствию средств на закупку товаров… В итоге это приведет к банкротству.
Как избежать провала
Нужно постоянно анализировать финансовые показатели интернет–магазина. Разберитесь с базовыми понятиями:
- ROI;
- рекламный бюджет;
- маржинальность;
- средний чек;
- прибыль;
- чистая прибыль.
Их понимания и применения уже достаточно, чтобы заметить негативные изменения и быстро принять меры. И используйте сервисы учета финансов. Я работаю с сервисом «МойСклад». Он достаточно удобный, функциональный и удовлетворяет потребности малого бизнеса.
Читайте также:
- Аналитика интернет-магазина за 5 минут: как держать продажи под контролем
- Эквид + Яндекс.Метрика: автоматическая аналитика продаж
Отставание технологий
Медленная загрузка и работа сайта, некачественный контент, неудобная корзина, отсутствие интеграций с платежными системами… Всё это может отпугнуть покупателей.
С ростом количества интернет-магазинов растет конкуренция и, как следствие, требования к e-commerce в целом. Недостаточно просто быть на рынке, нужно идти в ногу со временем, развиваться, становиться удобным магазином для конечного покупателя. В противном случае — провал.
Как избежать провала
Есть два способа успевать за технологиями и поддерживать интернет-магазин в актуальном состоянии:
- Заказать разработку сайта в проверенном агентстве и потом остаться там же на поддержке (а позже можно создать свой IT-отдел, когда компания станет очень крупной). Опытные специалисты будут следить за работой сайта, чинить поломки, улучшать функционал.
- Сделать интернет-магазин самостоятельно на современном конструкторе. Лучше выбирать конструктор с абонентской платой. Такая форма работы означает, что конструктором постоянно занимается команда разработчиков: добавляет новые функции, улучшает дизайн. А в настройке магазина помогает служба поддержки.
Если не планируете сразу вкладывать много денег в бизнес и захватывать рынок, вам подойдет второй вариант. Хорошее решение — готовый интернет–магазин на Эквиде. Он соответствует современным требованиям и имеет в комплекте все необходимые интеграции и сервисы. Плюс встраивается на любой сайт (например, на WordPress или на сделанный с помощью конструктора сайтов) или может быть использован самостоятельно.
Ценовые войны
Когда крупные поставщики начинают борьбу за сферу влияния на рынке, могут пострадать более мелкие компании.
Например, поставщик демпингует, чтобы захватить долю рынка. В ответ компания-конкурент опускает цену, работая в ноль или в убыток, только чтобы остаться на рынке. Имея большой валовый оборот, такие компании могут продержаться определенное время. Малый бизнес такого себе позволить не может и вынужден закрываться.
Как избежать провала
Нужно быстро сориентироваться и подобрать товары других производителей и/или расширить ассортимент товарами схожей тематики с бОльшей маржинальностью. Со временем ситуация на рынке может стабилизироваться. Либо придётся переориентироваться на других производителей, а может вообще сменить товарную нишу.
Если демпингуют не поставщики, а ваши прямые конкуренты, можно попробовать избежать ценовой войны с помощью одного из семи способов.
Неумение подстроиться под изменения рынка
В любой момент может произойти что-то непредвиденное. Экономика в мире не достаточно стабильна, все чаще возникают кризисы. Особенно сложно приходится отечественному рынку. Например, события 2014 года, когда из-за резкого скачка курса валют большое количество бизнесов не смогло принять новые условия игры и попросту ушли с рынка.
Другой пример: ниша товаров, конструктивно схожих с оружием. В 2014 году реклама ножей, арбалетов и луков была запрещена на Авито и в Google AdWords. Это очень сильно ударило по бизнесу в данных тематиках. Многие интернет-магазины ушли с рынка. К счастью не запретили рекламу в Яндекс.Директ, иначе закрытых магазинов было бы больше.
Как избежать провала
Повлиять на ситуацию нельзя, но можно быстро приспособиться, проявить гибкость и адаптивность. Поэтому лучше вести дело с поправкой на «ветер» и хотя бы морально быть всегда готовым к резким изменениям. Так, в случае провала текущего бизнеса, вам хватит стойкости через какое-то время открыть новое дело.
Вы можете потренироваться в поиске выхода из трудной ситуации. Составьте список форс-мажоров и подумайте, как поступите в каждом случае.
***
На моей практике это самые частые причины, которые могут привести к провалу. Если у вас был неудачный опыт ведения бизнеса или вы всё же смогли преодолеть проблемы и избежать закрытия магазина, поделитесь своей историей в комментариях.
Оригинальный текст: www.ecwid.ru